Rambler's Top100
Сайт Яна Ивановича Колтунова

В.Н. Молчанов. Руководитель Отделения Российского философского общества по исследованию философских проблем “экстра”-сенсорики, пара- и трансперсональной  психологии имени Ю.П.Трусова.

 

ВАРИАНТ КРИТЕРИАЛЬНЫХ ОЦЕНОК ДУХОВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ДВИЖЕНИЙ И ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОСМИЧЕСКОГО  (БОЖЕСТВЕННОГО) ВЫСШЕГО САМОПРОГРАММИРОВАНИЯ (КСП) ЯНА ИВАНОВИЧА КОЛТУНОВА.

 

«Доступность и перспектива, свобода для самостоятельного развития сознания и самопознавания - вот условие, непременное для каждого, кто жаждет не монумента, не восхвалений, а памяти в понимании того, что непременно найдутся те, кто захочет вступить на открытую тропу, хотя бы потому, что она открыта не для избранных, но для каждого. При этом каждый вступивший на нее непременно ощутит в себе избранность. Мир вам.»

Л.Я. Вейнгерова, Д.Д. Гурьев.

 

Колтунов Ян Иванович в представлении не нуждается. Его имя широко известно не только в кругах Советской и Российской интеллигенции, но и далеко за ближними и дальними рубежами.

Всемирное Движение комплексного, Космического (Божественного), Высшего духовно-нравственного-гармонического самопрограммирования и оздоровления ( в дальнейшем - КСП), автором и бессменным руководителем которого он является,- зародилось в 1974 году . Если одних специалистов-инструкторов Яном Ивановичем было подготовлено более пяти тысяч, то можно представить, сколько десятков тысяч  людей припали за четверть века к этому живительному источнику.

Об этом замечательном человеке написаны книги, о нем слагают легенды. Его удивительные жизнь и судьба заслуживают не только биографического описания, но и исследования. Исследования, в первую очередь, того, как личность, именно Личность, может проявляться, развиваться     и     совершенствоваться    в     условиях     самых     жёстких тоталитарных режимов, в условиях ограниченности и ущербности элементарных прав и свобод...

...................

Но, задача нашей публикации лежит несколько в иной плоскости.

В наше время, когда существуют тысячи духовных (духовно подобных) школ и движений, указующих “истинный” мировоззренческий путь и дающих свое, “абсолютно истинное”, определение самого понятия “духовность” - бывает очень трудно разобраться в праведности их направленности, допустимости технологий, эффективности занятий; в хитросплетениях лжи и обмана “учений” тоталитарных сект.

Однако, уровень развития современной философской мысли, трансперсональной психологии, парапсихологии, генетики, религиоведения и других наук, - позволяют предложить некоторые общие критерии для оценки и анализа любой духовно-оздоровительной  школы или движения; определения их идейно-теоретической, практической сущности и ориентации.

“Давно назрела необходимость компьютеризованного сопоставления и обобщения различных комплексных оздоровительных систем, учений, школ мудрости, самосовершенствования, саморазвития, самовоспитания, избавления от негативных качеств, целей, действий.»

Ян Колтунов. “ХАРТИЯ Пробуждения и Здоровья человека и общества”, Москва-Астана, 1998, с. 30. (в дальнейшем - “ХАРТИЯ...”)

В виде одного из вариантов “сопоставления и обобщения” нами и будет представлена семиэлементная система. Представлена и в схематике, и в действии - поскольку на ее основе будет проведено исследование школы и учения Яна Ивановича Колтунова.

Поскольку КСП есть система синтетическая, впитавшая в себя истоки многих древних и современных теорий и практик; и не только впитавшая, но и дополнившая, развившая их; внесшая много нового, своего, - анализ будет проводиться в сопоставлении и сравнении с другими школами, с цитированием и опорой на мнения, идеи, позиции других авторов.

 

1. ОЧУВСТВЛЕНИЕ.

 

«Известно, что из десяти миллионов единиц информации человеком осознается только одна, остальные фиксируются в сфере бессознательного».

Журнал “Путь  к себе”. №10/12. 1992, с.27.

 

«...находя путь в бессознательное и достигая самости, человек (вернее его псюхе) становится бессмертным, он получает доступ к смысловому полю, т.е. достигает вневременного и внепространственного континуума».

К.Г. Юнг. “Синхронистичность”, М., 1997, с.12.

 

«Всякая техника, дающая возможность эмпирически, т.е. опытным путем войти в сферу бессознательного, будет сначала активизировать органы чувств.»

Станислав Гроф. «За пределами мозга», М., 1992, с. 74.

 

Проработка позиций первого элемента характерна для любой практической школы. Кто-то называет это «пробуждением», кто-то «раскрытием», у Я.И. Колтунова - «самосознание», «пробуждение самосознания».

Мы, весьма условно называем начальный период раскрытия очувствлением, подразумевая не только проработку физических (энергетических) сенсорных  каналов, но и пробуждение (утончение)  и развитие высших морально-этических, эстетических ощущений, восприятий, чувств, - в течение продолжительного времени и занятий.

 Сюда входят:

- стабилизация психо-био-энергетического состояния;

- духовно-этическое развитие и изменение психологии мышления, совершенствование мировоззренческих оснований и ценностно-мотивационного комплекса;

- освоение медитативных практик (успокоение, расслабление, концентрация, медитация);

- повышение энергоинформационной чувствительности до уровня тонкочувственного («экстра»-сенсорного) восприятия;

- практическая чувственная рефлексия энерго-информационных потоков: от температурных, тактильно-капиллярных до силовых;

- синестезия.

Многое из перечисленного, пройдя сквозь тысячелетние мистические практики, только сейчас начинает осмысливаться, как естественная человеческая данность. Или Божественная, - ведь, мы, пусть и маленькие, но подобия Его, наделённые многими удивительными способностями. Наделённые латентно, в потенции, чтобы по труду своему заслужить их.

Только сейчас люди начинают разбираться в сущности некоторых вещей; только сейчас сама владычица наук о человеке – психология начинает действительно исследовать то, чему она обязана своим именем – душу человеческую («псюхе» - греч.,- душа).

Отсюда и многочисленные спекуляции, инсинуации, инициации, шарлатанство. Отсюда многочисленные «провидцы», «пророки», «посвящённые», «двинутые», «продвинутые», «Магистры Золотой Магии», «Апостолы и Епископы чёрной магии», «Транскосмологи МИ-профиля высшей квалификации, колдуны и ведьмы всех мастей и оттенков до 36-го разряда включительно, в 12-ом поколении и пр.

«» Так вот, наша первая теза:

- на сколько в данной, конкретной школе не мистифицируют, не фетишизируют и не шаманят;

- на сколько определены, адекватизированы, а не псевдонаучны терминология и понятийный аппарат;

- на сколько «учитель» не присваивают себе чужих заслуг, а откровенно говорят о древних практиках и открытиях; наработках и заслугах: Э. Вуда, Ю.Л. Каптена, И.Г. Шульца, К. Динейка, С. Грофа, В. Леви, В.И. Сафонова, В.П. Гоча, Е. Дубицкого, И. Савельева, С.Н. Лазарева и др.;

- на сколько профессионально, грамотно проводится обучение элементам релаксаций и медитаций, др. техник;

- на сколько комплексно, системно, непрерывно, в достаточном объёме проводятся занятия;

 на сколько не обещают сиюминутно золотые горы и не спекулируют на посвящениях до 36-го уровня продвинутости, -

на столько честь и хвала преподавателям этой школы.

В школе (Системе) Яна Ивановича всё это ЕСТЬ.

Не буду аргументировать каждый пункт, читайте книги, приходите к нему на занятия. Они, кстати, традиционно и принципиально бесплатны. Я остановлюсь на тех привнесениях и, по существу, открытиях, которые сделаны Я.И. Колтуновым там, где, казалось бы, и дополнить нечего.

В начале этого раздела была приведена цитата из работы С. Грофа об активизации органов чувств. Это классическое и бесспорное утверждение.

Известно, также, что практическое утончение чувствительности  возможно лишь тогда, когда человек научится прислушиваться к тончайшим оттенкам ощущений; научится расслаблять своё тело, мозг; ослаблять (убирать) физические и психические зажимы (блоки) до минимально необходимого уровня. А это возможно, лишь, в результате  соответствующих упражнений на успокоение и расслабление (релаксацию) лёжа, сидя, стоя.

Ян Иванович Колтунов с этим полностью согласен:

«Программа расслабления – релаксация –освобождения – одна из основных, главных, базовых программ. Эти программы могут быть простыми, усложнёнными, сложными, комплексными… Мы говорим о том, что программы расслабления под контролем самосознания являются основой для усвоения перехода к новым возможностям и способностям, для расширения позитивных, творческих взаимодействий в Микро- и Макрокосмосе»

Ян Колтунов. «Хартия…», с. 54.

«Комплексное Космическое самопрограммирование основано на открытой мудрецами многих народов возможности в состоянии полного расслабления (релаксации) почти всех систем невозбуждённого организма   п о д   п о л н ы м   с а м о к о н т р о л е м   и   п р и   с а м о у п р а в л е н и и   с а- м о с о з н а н и я   вводить самостоятельно и закреплять любую позитивную настройку и программу любого органа, самосознания, системы и организма в целом, внешних взаимодействий, целенаправленно взаимодействовать с Микро- и Макрокосмосом словом и мысленной концентрацией, задавать программу ответов организма на внешние и внутренние взаимодействия, как в период расслабления, так и в последующем.»

Ян Колтунов. «Хартия…», с. 47.

Казалось бы, что тут можно убавить или прибавить?! Однако, Я.И. Колтунов, по существу делает открытие: он находит ещё одну форму покоя (успокоения) – ДИНАМИЧЕСКОГО, обладающего не меньшими, а даже большими возможностями для развития ощущений, восприятий, чувств, способностей; для самопрограммирования ( после ознакомления с приведенным выше определением понятия «Комплексное Космическое самопрограммирование», - я перестал бояться этого выражения), т.е. для воздействия своей мыслью на свои тело, сознание, душу; проявления и развития их потенциальных, латентных возможностей.

Я.И. Колтунов открывает динамическую аутогенную тренировку (ДАТ) или форму динамического самопрограммирования(ДСП).

Второй момент.

Во всех видах АТ, медитаций, аффирмаций, визуализаций, в системе СОЭВУС Г. Сытина и в других психорегулирующих системах положительные эмоции, положительный настрой в той или иной степени присутствуют.

Коренное отличие КСП в том, что положительный настрой, его постоянное формирование, его постоянное присутствие, постоянная его проверка и следование ему ВОЗВЕДЕНЫ В ПРИНЦИП, определены как БЕЗУСЛОВНЫЙ активный образ жизни.

«Самый важный принцип: культивировать только положительные (т.е. Соответствующие Вселенским Сигналам) мысли, цели, слова, действия и эмоции, соответственно отвергая отрицательные. Об этом важнейшем факторе говорится в учениях многих народов, но об этом забыли. Нужно соблюдать высокие морально-этические принципы: правдивость, справедливость, бескорыстие, доброта. Их претворение в жизненной практике позволит постепенно исправить дефекты в биологических кодах и программах, перешедших к человеку по наследству от предшествующих поколений и в результате информации, поступающей к нему через биополе, ноосферу. Если человек реализует эти принципы КСП, он может двигаться дальше. Люди, не выполняющие этот закон, получали только отрицательные результаты и даже погибали.»

Валентин Братенко. «Дорога к Храму», М. 1999, с. 12.

«Любые отрицательные мысли или эмоции исключаются. Их просто не должно быть – и всё тут. Если они есть – взаимодействие Человека с внешним Космосом и внутренними системами организма деформируется, происходят неадекватные реакции. Это явствует из психосоциальной гипотезы КСП, она опирается на огромный опыт человечества. Накопление негативного груза способствует саморазрушению. Мы с восторгом говорим о громадных возможностях, которыми наделены люди, о том, что их необходимо реализовать. Но при накоплении отрицательной кармы все они обесцениваются, их уже будет не хватать для того, чтобы скомпенсировать груз повреждений.»

Там же. С.30.

/И в первом и втором случаях Валентин Братенко цитирует Яна Ивановича Колтунова.

Книга В.Н. Братенко «Дорога к Храму посвящена Я.И. Колтунову, разработанным  им  Мировоззрению, Системе, принципам, программам, методикам, опыту организованных Я.И. Колтуновым Всемирного Движения, Объединений, Клубов, Народных университетов комплексного Космического гармонического самопрограммирования и саморазвития человека и общества (КСП, ВДКС) «Космос», их 54 областных, краевых и республиканских Филиалов в России и СНГ/.

 

Когда я впервые задумался над этими положениями – на память сразу пришло утверждение Ганса Селье о положительном значении в жизни стрессовых ситуаций (по Г. Селье стресс – когда действия внешней и внутренней среды по силе не превосходят защитных /адаптационных/ возможностей человека). Плохо, когда они становятся дистрессовыми.

Кто же прав?

И вот, в той же книге Валентина Братенко, на с. 50, я нахожу слова Я.И. Колтунова:

«… каждая биосистема подвергается стрессовой ситуации (рыба, ускользающая от акулы; птица, спасающаяся от хищника). И тогда она формирует у себя новые биологические коды и программы. Через ту же рыбу (птицу), подвергшуюся стрессовому воздействию, вводится новая биопрограмма: происходит  самопрограммирование  организма биовида. В результате формируются новые возможности, которые закрепляются в следующих поколениях.»

- и понимаю, что в рамках его системы, непрерывно вырабатываемый, поддерживаемый и контролируемый положительный самонастрой; неукоснительная и постоянная любовь ко всему живому, миру, Высшему – есть основное и определяющее состояние души человека, которые и позволяют легче и менее болезненней преодолевать те же стрессовые ситуации; более эффективно самосовершенствоваться, самопрограммироваться и, тем самым, успешнее и определённее переходить на более высокие стадии саморазвития.

Вот вам и классическая законченность первого звена нашей аналитической матрицы. Казалось бы, всего два привнесения, но на сколько они  повышают эффективность и результативность работы.

Есть ещё ряд моментов, связанных с первым элементом нашей систематизации, которые отличают КСП от других движений, но, по целесообразности, они будут представлены в других разделах.

 

2. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, КОНЦЕНТРАЦИИ,

ОБРАЗНО - ВИЗУАЛИЗАЦИОННАЯ РАБОТА.

Давно известно, что способность к образно-информационно-энергетической работе является одним из важнейших свойств нашего сознания и основой, ключом человеческого развития и совершенствования.

В наше время существует целый арсенал обобщённых, приведённых в соответствие с настоящими условиями, способов, практи, техник, методов концентрации и образной работы: аффирмации, Ат, ДАТ, визуализации, медитации, биографические регрессии, ребёфинг (холотропная терапия) и др.

Кроме того, у В.П. Гоча, Е. Дубицкого, В. Бронникова, И. Вагина, А Галимова, Я.И. Колтунова, - у каждого целителя и руководителя направления, в каждой школе нарабатывается своя система используемых образов.

Мы считаем, что накопление действенных, конкретных образных наработок в любой оздоровительной системе представляет общезначимую несомненную ценность.

«» И на сколько та или иная школа помогает развивать концентративное образное мышление во всех его видах /по Я.И. Колтунову:

«… по различным уровням саморегуляции (интеллектуальной, мнемонической, сенсорно-перцептивной, подсознательной, нервно-соматической, вегетативной, гуморальной, макромолекулярной, клеточной, пременной и, возможно, атомной и нуклонной).»;

учит работе с образами, образному энергоинформационному модулированию и самопрограммированию, а не только обрезать простыни по контуру клиента, махать зажжёнными полынными вениками, бросать в стакан, в определённой последовательности, соль, хлеб, спички или давать под запись последовательность других ритуалов; приворотов и отворотов,

- на  столько данная школа и способна действительно помочь чему-то научиться.

 Понятия «образная работа», «имаготренинг» - заслуженно самые расхожие в оздоровительно-учебных практиках. Но вот само понятие  «образ»… Извините меня. И полистайте словари, почитайте специальную литературу. Уверяю, вы не внесёте ясность в свои представления об образе, а ещё больше запутаетесь.

Осмелимся дать своё, хотя отнюдь и не бесспорное, определение:

ОБРАЗЫ – голографические информационные слепки (копии) объектов, проецируемые через органы чувств в наше сознание и являющиеся одновременно энергоинформационными резонансными матрицами для модулирования внутренних и внешних информационно-энергетических потоков.

Ян Иванович Колтунов, помимо прекрасной систематизации образов через разработанные им  аутопрограммы (см. выше), ставит образную работу во главу им же разработанного алгоритма по выработке тех или иных качеств; решению тех или иных проблем, оздоровлению:

«Вот…сложившийся алгоритм: мыслеобраз – прошу – могу – ощущение – переживание – память – закрепление. Их объектами могут быть любой орган или система тела, любое качество, предмет, проблема.»

Валентин Братенко. «Дорога к Храму», М., 1999, с.79.

Однако и для освобождения от накопившихся негативов Я.И. Колтунов также использует метод образной биографической регрессии.

«Для освобождения от негативных качеств целесообразно вспомнить ситуации в жизни, которые сопровождались их проявлением и пережить эти ситуации при следовании Вселенским Сигналам.»

Ян Колтунов. «Хартия…», с.22.

Как отметил Лесли Лекрон («Добрая сила. Самогипноз.», М., 1993, с.118:

«Давно замечено, что подобные экскурсы в прошлое резко стимулируют все оздоровительные процессы…»

 

Этот метод взят за основу очищения также и в системе В.П. Гоча, в системе С.Н. Лазарева, в школе М. Миллера и др. Но честь и хвала Яну Ивановичу Колтунову, который независимо от других оригинально разработал его и одним из первых в нашей стране стал использовать его для массового оздоровления.

 

В заключение раздела ещё одна цитата из книги Валентина Братенко «Дорога к Храму» (с. 83):

«…частое использование образного мышления при выполнении различных упражнений; оно так необходимо для укрепления психического потенциала и для духовного роста. Его надо развивать поелику возможно. Ибо здесь кроется большее – человек становится полным хозяином своего воображения, мысли, цели, устремлений, слов, дел. Это знакомо частично и овладевшими приёмами обычного АТ. Но кто сможет выйти на подобный уровень при ДАТ, тот обретает возвышенное состояние – становится истинно счастливым.»

 

3. НАПРАВЛЕННОСТЬ

 

Если в первых двух разделах мы рассматривали духовные движения и школы, пытаясь проанализировать их с позиций: «Что это?» и «Как это?», то в последующих трёх, - мы попытаемся ответить на вопросы: «Для чего это делается?» и «Куда это может завести?»

Один из ведущих современных философов профессор кафедры философии Российской Академии наук, доктор философских наук В.У. Бабушкин, в оригинальной работе «Философия духа», /М., 1995/, на с. 71 показывает такую схему:

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХА

 

Под «Духом» В.У. Бабушкин подразумевает «животворящее начало бытия».

Под «духовной установкой» - сосредоточение внимания в направлении синтеза Высших ценностных переживаний.

«Анти-духовная установка – характерна для сознания, направленного на своё собственное уничтожение.

Если накрыть эту схему 360-градусным веером, то она, в отличие проиллюстрирует разнообразие и разномастность десятков тысяч школ, - от самых духовных, до самых чёрно-магических и сатанистских, в какие бы «духовные» одежды они не рядились.

При характеристике первой области /АСКЕТИЗМ/, профессор В.У. Бабушкин отмечает:

«Аскетизм – это этап развития человека, когда готовится внутренний мощный разряд духовной энергии для последующей активной творческой деятельности.

И поэтому этап аскетизма необходим для проповедников, общественных деятелей и в той или иной степени для любого человека, желающего путём самопознания приобщиться к духовной реальности. Естественно, что в этот период резко повышается интерес к мистике, магии и вообще к внутренним переживаниям.

При духовной ориентации такой мистический настрой не представляет опасности, напротив, он стимулирует процессы духовного конституирования. Возрождающаяся духовная реальность постепенно вытесняет из сознания человека все псевдо-духовные образования.

Если духовный стержень оказался слабым, то дальнейший духовный рост личности прекращается и начинают доминировать магические элементы сознания, и человек начинает погружаться в мистицизм и магию. Разлагающиеся структуры сознания и личности всегда имеют тенденцию обращаться к магическим приёмам, надеясь с их помощью сохранить и даже усилить ускользающую власть над жизнью».

В.У. Бабушкин. «Философия духа». М. 1995, с.71.

В дополнение  к представленной схеме, профессор В.У. Бабушкин показывает ещё одну схему – схему оптимальной человеческой деятельности:

 

Т.е. при духовной направленности даже мистический настрой не представляет опасности!!!

Всё зависит от силы и приоритетности духовной направленности.

Что касается школы, клуба «Космос», самой системы Я.И. Колтунова, - то здесь как раз и совершается возрождение Духа.

ЗДЕСЬ не только оздоровляются, - здесь совершается  второе рождение личности, рождение именно в Духе.

Мы уже знаем, что у Колтунова Я.И. постоянный положительный настрой; любовь ко всему живому и неживому; постоянная устремлённость к Космическому, Высшему, Божественному не только возведены в принцип, но и являются образом жизни для десятков тысяч участников Движения КСП.

Этот настрой, эта направленность реализуются через следование определённым, конкретным Вселенским Сигналам. Это Сигналы:

«…Совести, Любви, Свободы принятия решений, Интуиции, Мудрости, Истины, Очищения – Чистоты, Откровения, Пробуждения,, Необходимости подчинения тела душе – самосознанию, Гармонии, Красоты, Светлой Радости Высокого – Отрады, Милосердия, Сострадания, Покаяния, Искупления, Освобождения, Мира, Добра, Ощущения себя уникальной Космической структурой и т.д.»

Ян Колтунов. «Хартия…», с. 9.

Эти Сигналы, вырабатываемые и посылаемые Живым Космосом способен воспринимать и чувствовать любой человек, а следование им даёт позитивный результат «для личности /Сущего/, её Высокого продвижения, Космического оздоровления и Здоровья».

Именно эти Сигналы, неукоснительное следование им – определяют духовную суть /направленность/ Системы КСП и определённо входят в сферу оптимальной человеческой жизнедеятельности.

 

4. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И КОНКРЕТИЗАЦИЯ ДУХОВНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

 

«Долгое время в нашем обществе бытовал термин «человеческий фактор». Сейчас он постепенно забывается, а зря, ибо с ним связывалась значимость личности при тех или иных явлениях в социуме. Улучшение её психологических, физических, человеческих и космических качеств – первостепенная задача КСП – как раз и нацеливает на возвышение этого фактора. Конечно, не отвергается роль технических новшеств и благ цивилизации, но главное всё-таки в том, на что личность способна сама.»

Валентин Братенко. «Дорога к Храму…», с. 94.

Мы много говорили о духовной направленности, о духовности… Но, следует заметить, что многие школы претендуют не только на «абсолютно истинное» мировоззрение, но и на «истинное» определение духовности как таковой.

Понятие «духовность», как и понятие «образ», до сих пор трактуется неоднозначно, разнопланово, туманно и противоречиво.

В статье: «Что такое Хомо-сапиенс или ещё раз о духовности» мы показали четырнадцать /!/ типовых подходов к его определению и дали своё, показав, что существенно /экзистенциально/ « человек» и «духовность» - суть понятия равнозначные.

За основу было взято определение, данное В.Э. Френкелем в его работе «Человек в поисках смысла», М., 1992, с.111,112,157, - что духовность есть прежде всего свобода: «…то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём. Духовное, по определению, и есть свободное в человеке. Духовная личность – это то в человеке, что всегда может возразить!» И, безусловно, в неразрывном сочетании с ответственностью, «так как осознание ответственности является основой основ человеческого существования».

К этим двум экзистенциалам /свобода и ответственность/ мы осмелились добавить ещё несколько, показав, что:

«Хомо-сапиенс» - есть человек познающий, осознающий, свободный, ответственный, дееспособный /не паразитирующий/, творчески трудящийся, способный к критическому анализу, рефлексии и сохраняющий свою индивидуальность независимо от внешних и внутренних изменений.

«Духовность» - это ответственная личностная свобода и реализованная дееспособность, возведённая до уровня творчества в любом деле, включающие способность к рефлексии и критическому анализу.

«» Соответственно полагаем, - на сколько в школах действительно развивают личностные качества; в какой мере помогают обрести человеку  свободную независимость от жизненных социальных катаклизмов; отвечать за свои слова, мысли, действия; помогают уходить от паразитирования и становиться творцом в любом выполняемом деле – на столько данная школа и может претендовать на звание духовной.

 В Системе КСП человек просто не мыслится как винтик или робот, человек – это Космическое образование; Личность, причём Личность Космическая, отвечающая за всё пространство, в котором находится; с которым взаимодействует через систему Вселенских Сигналов.

«… высочайшая ответственность каждого не только в земном, но и в космическом плане за свои дела, поступки, труд, слова, мысли, цели, взаимодействия, устремления, культуру, общение, здоровье, самообучение, потребление, общественную активность, за семью, производственный коллектив, страну, государство, народ и т.д. является основой для продвижения или развития каждой личности, общества, страны, человечества и цивилизации в целом».

Ян Колтунов. «Хартия…», с. 16.

Ещё очень важное и характерное положение учения Я.И. Колтунова – Система не рассчитана на «избранных», «продвинутых», «посвящённых» - она доступна для любого человека, даже оступившегося;

«тем не менее, возврат к Восхождению возможен для каждого при любом исходном состоянии начала возврата. Возможен – только при искуплении добрыми делами груза негативной Кармы – нарушений – рассогласований с Вселенскими Сигналами. И этот Путь – кажется сначала труднейшим и для каждого человека и для общества в целом, пока на него твёрдо не решили стать. Многие считают его невозможным в наше время и называют тех, кто идёт по нему, Святыми, Богами, Аватарами, не от мира сего, Посвящёнными, Сынами Человеческими и т. д., забывая, что стать на Высокий Путь совершенно необходимо и  т о л ь к о   э т и м  П у -т ё м   м о ж н о   в о з р о д и т ь ,  с п а с т и  Р о с с и ю , в с ю  п л а н е т у. М н о г и е  з а б ы в а ю т ,  ч т о   д о р о г у   о с и л и т  и д у щ и й ,  ч т о т о л ь к о   ч е р е з   т е р н и и   т р у д а  д у ш и   и   т е л а  м о ж н о  о с –в о б о д и т ь с я ,  п о д н я т ь с я   к   з в ё з д а м ,  п о д ч и н и т ь  с е б я  с е б е ,  п о м о ч ь   д р у г и м »

Ян Колтунов. «Хартия…», с.25-26.

 

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ ЕЁ РЕАЛЬНЫЕ ПУТИ, СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СРЕДСТВА, ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ.

 

Набор способов, приёмов, техник, упражнений, используемых в различных школах является не просто набором средств для достижения тех или иных результатов. Как ни странно, они, как раз и определяют полноту реализации декларированных целей; реальную Духовную или антидуховную направленность и конечные результаты; дают конкретный ответ на вопрос: «Куда это может завести?»

Нашим учителем кандидатом философских наук, доцентом кафедры Философии РАН Ю.П. Трусовым /1930 – 1995/ был сформулирован:

«…фундаментальный закон несовпадения целей и результатов деятельности, имеющий принципиальное значение, обусловленный тем, что средства, способы выбираются сообразно цели, а результаты от положенной в сознание цели не зависят и создаются самой деятельностью, её способами, применяемыми средствами».

Ю.П. Трусов. «Проблемы оснований и конструкции знания». Выпуск 1, М., 1995, с. 45.

ЦЕЛИ,                  ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,            РЕЗУЛЬТАТ

ЗАДАЧИ              СРЕДСТВА, СПОСОБЫ, РЕСУРСЫ,

ТЕХНОЛОГИИ

Шуточной, но хорошей иллюстрацией к закону Ю.П. Трусова является цитата из статьи Вячеслава Пьецух: «Гадание на бобах» /Дружба народов», № 9, 1994, с. 4/:

«…национальный характер вообще таков, что человек может собраться в Большой театр, но оказаться на похоронах, в Нижнем Новгороде, за решёткой или под кроватью чужой жены».

Сейчас что ни школа, что ни движение, то обязательно – духовные. В одной Москве наберётся несколько десятков духовных движений, а по России их тысячи. И почти каждое декларирует свой «абсолютно истинный» мировоззренческий путь.

«» Так, вот, по Ю.П. Трусову и получается, что одних деклараций высших целей и задач, будь это школа, движение или президентская команда – мало. Какие бы духовные цели и общенародные задачи не ставились, если деятельность, её пути, способы, средства «с душком», - от лукавого это.

Помните, предвыборное заявление представителя «Союза правых сил»г. Кириенко: «Выберите нас, мы теперь знаем как надо делать»

«Что надо?» - они знали и тогда, когда руководили правительством. А, вот, «Как надо?» - они узнали, лишь, после того, когда над нами «слегка» поэкспериментировали. К чему это привело, каковы были результаты благих намерений – общеизвестно.

В отличие от молодого демократа, в школе Я.И. Колтунова экспериментальное изучение, освоение в реальных условиях жизни, анализ и апробирование используемых приёмов, способов, средств деятельности, технологий, аутопрограмм, вопросы техники безопасности /об этом следующий раздел/ - руководитель и инструктора проверяют вначале на себе. А уж потом, - потом предлагаются к использованию участникам клуба /школы/, причём, помните,: «…под полным самоконтролем и при  с а м о у п р а в л е н и и   сознания вводить самостоятельно и закреплять любую доступную позитивную настройку.»

 

6. БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ДЛЯ ЛИЧНОСТИ.

 

«Нельзя делать упражнения, если внутренне к ним не подготовлен и выполняешь их механически».

Валентин Братенко. «Дорога к Храму», М., 1999, с. 186.

 

Вопросы техники безопасности в наше время приобретают особо важное значение.

В школах используются древние и современные психотехники; магические, шаманские, эзотерические ритуалы, китайские, тибетские, йоговские, чаньские практики; древнеегипетские, ассирийские, мексиканские, Ушу и т.д. и т. п., - всё смешалось на учебных просторах матушки России.

Существуют две крайности. С одной стороны – «запретить», «сжечь», «только медикам – специалистам» /кстати, сейчас, что ни медсестра, - то или целительница, или колдунья и, разумеется, лицензированная/. С другой, - не только обучение, но и распространение аудио- и видеокурсов на уровне мастера каратэ, жесткие степени которого являются, по существу, психотропным оружием.

«» Мы исходим из реалий – Сусловско-Брежневские времена канули в лету и «низя» уже не получится. Поэтому Гиппократовский принцип «Не навреди!» должен быть главенствующим в любой целительно-оздоровительной школе, а вопросы техники безопасности занимать 10-20 % учебного времени. Кроме того, полагаем: недопустимость для России прямого и полного переноса восточных и западных вариантов совершенствования; обязательность преподавания в системе высшего образования курса по биоэнергоинформационным взаимодействиям и Духовному целительству; недопустимость подготовки и лицензирования ;народных целителей» в трёх-пятидневных учебных структурах.

Занятия в школах Я.И. Колтунова доступны и открыты для  всех желающих на протяжении всего года. Кака уже отмечалось, они проводятся регулярно на протяжении десятков лет. И вопросы техники безопасности реализуются именно по классическому принципу «Не навреди!» Апробирование тех или иных практик всегда производилось лично Яном Ивановичем многократно на самом себе и только после этого они входили в опыт и практику инструкторов и в общешкольную копилку.

Конечно, Пастер совершил подвиг, но, прежде всего, - он поступил просто по совести, по Совести человека и учёного. А Совесть, как мы уже знаем, у Я.И. Колтунова является одним из главных Вселенских Сигналов. Поэтому в его Системе иного подхода и быть не может. А принцип «Не навреди!» - не декларативный, а базовый, рабочий, помогающий исключать промахи и ошибки в психофизическом совершенствовании и в последовательном развитии психофизиологических возможностей человека на основе духовно-нравственного пробуждения.

Так, «Правила техники безопасности» в КСП составляют в схематике 23 пункта; «Правила самоконтроля» - 38; «Правила самоконтроля состояния здоровья» - 14. Все участники клуба «Космос» проходят обязательную диспансеризацию 2-3 раза в год.

В дополнение к перечисленному, периодически перед началом занятий, в их процессе, при освоении новых аутопрограмм проводится тщательный медицинский контроль.

Можно приводить много конкретных и содержательных иллюстраций, характеризующих КСП по данному разделу, но они очень подробно изложены в работах Я.И. Колтунова.

Итожа, достаточно выразить отношение Яна Ивановича к технике безопасности его же словами:

«Как - то сложилось, что мы привыкли говорить о ней только на производстве, но ведь она необходима в самых разных ситуациях. КСП исключения не составляет: ведь аутопрограммы выполняются при различных нагружениях – при беге, плавании, ходьбе на лыжах, при статическом и динамическом тренаже. Нужно считаться с видами и продолжительностью упражнений, режимами дыхания, питания, отдыха и пр., с биоэнергоинформационными особенностями и воздействиями, с условиями проведения занятий в помещении и на улице и др.»

Валентин Братенко. «Дорога к Храму», 1999, с. 188-189

 

7. ОБЩИЙ ИТОГ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ДАННОЙ ШКОЛЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ ШКОЛ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Некогда великий хирург Н,И, пирогов проницательно заметил: «Будущее принадлежит медицине предохранительной». Он отдавал предпочтение предупреждению немощей. Представляется, что комплексное самопрограммирование и будет /да в известной мере оно уже есть – тому сотни примеров/ одним из них Предохранительная (профилактическая) медицина должна будет потеснить лечебную. Не станем утверждать, что КСП станет полной альтернативой последней, - хватит и той помощи, какую оно оказывает реализацией многих своих аутопрограмм. Но КСП будет вносить всё более ощутимую лепту. Всё более весомой станет роль врача – воспитателя /ещё одно новое слово, сказанное КСП/, который личным примером будет увлекать по пути самосовершенствования, ликвидации прежних болезней, гармонизации духовно-физического развития. Закономерно также дальнейшее углубление аутопрограмм, рождение общих и специализированных вариантов саморазвития, которые смогут приобретать государственную значимость».

Валентин Братенко. «Дорога к Храму», 1999, с.с. 157-158.

Да, действительно, не будем утверждать, что КСП имеет право претендовать на определяющую, ведущую роль в современном Российском и мировом оздоровительно - лечебном движении и практиках; на основу для 3-его Завета (Договора) – Космического. Тем не менее, мы полностью согласны с мнением Заслуженного деятеля науки и техники Украины, доктора технических наук, профессора Р.А. Валитова, что выигрышными сторонами методики (КСП) являются:

«1. Научная обоснованность;

2. Наличие стройной системы изложения и последовательного движения от простого к сложному;

3. Комплексность и взаимосвязанность всех её сторон;

4. Возможность использования любым составом занимающихся;

Выявление резервов по развитию способностей и связанная с этим высокая результативность.

И постоянно возрастающий интерес как к самой методике, так и получаемым с её помощью результатам в любой сфере деятельности, творчества, отдыха и др.»

Валентин Братенко. «Дорога к Храму» 1999, с.119.

 

Если добавить к этому:

- разработанность, чёткость, определённость понятийного аппарата;

- наличие более трёхсот освоенных конкретных аутопрограмм;

- почти 30-летний опыт освоения Системы в целом и личный опыт десятков тысяч её подвижников;

 - предлагаемые дальнейшие направления комплексного саморазвития, самопрограммирования, проработку высших психофизиологических возможностей человека;

 - постоянно развиваемое общее учение об активной взаимосвязи человечества и каждого отдельного человека с Живым Космосом,

то, несомненно, следует утверждать, что Учение о Космическом (Божественном) Самопрограммировании  Я.И. Колтунова является достойным продолжением идей К.Э Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Теяр де Шардена и других наших космистов, в их развитии и практическом воплощении.

На этом можно было бы поставить точку и ещё раз поблагодарить Яна Ивановича за его подвижничество и мастерство. Но мы посчитали целесообразным вместо общего заключения привести последний раздел книги В.У. Бабушкина «Философия духа», который так и называется: «ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»:

1. Фундаментом творчества является самотворчество, т.е. конституирование личности человека, ибо суть творчества заключается в объективации духовно-личностных структур человека в различных сферах его жизнедеятельности.

2. Личность по своей природе всегда духовна, поэтому её нельзя принудительно сконструировать на основе волевого решения. Личность конституируется свободным решением духовно ориентированной воли.

3. Подлинная личность конституируется на безусловной духовной основе, на абсолютном доверии и искренности к Духу, а не исходя из желания любой ценой добиться успеха.

4. Во всех сферах своей деятельности личность человека призвана усиливать духовный характер своего влияния. Все другие формы воздействия должны быть подчинены Духу, т.к.сами по себе они неэффективны и эфемерны.

5. Дух всегда свободен и свою свободу он имеет право защищать. Однако необходимым условием адекватной защиты является активизация духовно-личностных структур человека.

6. Прежде чем чего-то делать, надо понять, что Вы собираетесь делать. В сфере рационального мышления адекватное понимание невозможно ввиду одномерности такого мышления. Поэтому надо как можно более отчётливо и ярко представить в своём сознании, о чём идёт речь, почувствовать это всем своим организмом, своей личностью.

7. Жизненно важные проблемы необходимо решать изнутри, а не под влиянием тех или иных обстоятельств, или «дружеских» советов. Решение будет адекватно, если задействованы личностные структуры человека.

8. Развитие внешних событий порой совершенно не соответствует их внутренней смысловой логике. Поэтому основное внимание следует уделять прежде всего прояснению внутренних тенденций развития, которые определяются господствующей при этом установкой сознания и типом жизненной стратегии.

9. Ваши цели всегда должны соответствовать безусловным требованиям Духа.

10. Личность не может существовать без идеала и духовно ориентированной жизненной воли. И это – самое главное как в жизни, так и в творчестве.

 

«» Каждый пункт, каждый принцип как бы характеризует Систему Я.И. Колтунова; как бы написан именно о его Системе. И это, на мой взгляд, является лучшей её характеристикой и высочайшей оценкой.

 

Яну Ивановичу Колтунову с восхищением и пожеланием дальнейших творческих, подвижнических успехов!

26.07.2000 г.                          В.Н. Молчанов

п/п верно