Rambler's Top100
Сайт Яна Ивановича Колтунова

Элеонора Белевская  художник – педагог

 

Открой Вселенную в себе

 

            Ещё в начале ХХ века Рудольф Штейнер поставил вопрос о том, как от космоса, внешним образом исследованного с помощью астрофизики и астрохимии, найти путь к Космосу, который сокровенные глубины нашего существа свяжет со своими сокровенными глубинами. Великий педагог отвечал на этот вопрос разработанной им концепцией воспитания и образования. Основная идея его в том, чтобы мышление сделать интуитивным, а знание - художественным, чтобы развить в человеке внутреннюю пластическую силу, способную создавать образы, наполненные глубоким смыслом. Не умножение сведений, а импульсы к пробуждению сознания постепенно приведут человека к гармонии с космосом, к его духовному познанию, к познанию себя как его частицы и модели.  

            В наш век космических полетов и невиданного технического прогресса суженное прагматическое мышление показало свою гибельность для человечества, оно является причиной того, что высочайшие научные открытия становятся орудием уничтожения жизни на планете. Характерно, что крупнейшие ученые – физики становятся провозвестниками высочайшей космической этики. Вспомним Константина Циолковского. Вспомним Андрея Сахарова.

            Одним из таких провозвестников явился видный учёный в области ракетной техники Ян Иванович Колтунов, разработавший систему космического самопрограмирования, направленную на духовное, нравственное и физическое самосовершенствование. В советское время  Ян Иванович за нее пострадал, был уволен с работы, исключён из партии. Но остановить движение за космическое сознание партийным функционерам не удалось. Оно расширялось и развивалось, И сейчас по этой системе занимается множество групп в Москве и в других городах.

            Для меня эти занятия явились вехой, совершившей переворот в моём мировоззрении. Вместо пессимистического тупика передо мной открылись сияющие просторы Вселенной, и я чувствовала себя её частицей. Я давно интересовалась учением индийских йогов, имела представление об аутотренинге, но именно здесь впервые физически ощутила мощь объединенной заряженной энергией, облаченной в образ мысли. Будто солнечный ветер пронизывал  стоящих вокруг людей с озарёнными лицами, когда шла настройка на бег. Вот стихотворение, пришедшее во время бега:

 

Я слышу зов травы,

И солнца и земли.

Мы все антенны Космоса

Бежим туда,

где в голубой дали

сияют серебристые ворота

и в торжествующие вихри

сливаются потоки всех энергий,

влекущих к Свету.

Чувствую движенье

любовью сплавленных сердец.

Над нами застыло время.

 

Я тогда начала понимать, что мы вольны творить тот мир, который хотим: свет или тьму, апокалиптические химеры или сияющее пространство. После первого же занятия в Крылатском я была настолько заряжена энергией после длительного бега с космической подпиткой, которым занималась впервые, что написала первую картину большой  серии «Тонкий мир» в технике пастели по черному фону. Черный фон как бы символизировал рождение света из мрака, из небытия.

 Вскоре изменилась шкала  ценностей. Живопись стала моей основной профессией, а журналистика отошла на второй план. Я обращалась к ней лишь тогда, когда какая-то проблема меня по-настоящему волновала.

Я начала вести детскую изостудию в школе – интернате. Пришлось столкнуться с трудными детьми, не имея педагогического образования. Однако работа, несмотря на трудности, приносила большую радость.

Изобразительное искусство – это, пожалуй, единственная область искусства, где не умеющие рисовать дети могут конкурировать с взрослыми художниками и превосходить их по силе самовыражения, художественной интуиции, эмоциональной выразительности.

До 9 – 10 лет все дети в той или иной мере - художники. Через зрительные образы им легче выразить свои чувства, которых у них пока мало. По мнению специалистов, ребёнку так же необходимо рисовать, как говорить. Главное, чтобы дети научились доверять своей интуиции и не растеряли полноты и свежести мировосприятия под влиянием унылых взрослых стереотипов.

Работа с детьми, особенно с маленькими, убедила меня в том, что в человеке изначально заложен  огромный творческий потенциал, заложено чувство красоты и гармонии. Но это обычно спрятано в подсознании. Сознание ребёнка, его самооценка, критерии оценки собственного творчества значительно отстают от спящих в нём способностей.

И моя первостепенная задача – это снятие зажимов, раскрытие подсознания, пробуждение творческого начала. Для этого у меня существует особая методика. В неё входит и «космическая настройка», и работа с линией и цветом, и рисование с закрытыми глазами. Использую и музыку. Учебные задачи решаются в процессе творчества. Главное – пробудить творческие импульсы.           

Среди интернатских детей оказалось много художественно одарённых, способных к творчеству детей. Пожалуй, больше, чем среди благополучных «домашних». Я объясняю это жгучей потребностью в эмоциональном выплеске. К сожалению, именно таким детям часто ставился диагноз, обрекавший их на вспомогательный интернат и дальнейшую неполноценную жизнь. Эти диагнозы зачастую оказывались необоснованными. Некоторые мне удалось снять с помощью детского творчества и, конечно, психиатров. Вот что говорит по этому поводу статистика. По данным наших специалистов, 6 из 20 подобных диагнозов, поставленных детям, необоснованны. По данным канадских исследователей таких диагнозов у нас в восьмидесятые годы было  80 процентов.

От одного из лучших моих  учеников Алеши Убаева такую беду удалось отвести ещё на стадии постановки диагноза. А вот за Катю Александрову пришлось долго бороться. Она провела два года во вспомогательном интернате, прежде чем профессор Института дефектологии решительно отклонила поставленный медико-педагогической комиссией диагноз. О её художественных способностях говорит присуждение ей единогласно диплома 1 степени на Международном фестивале «Зодчество- 95». А нашу студию наградили помимо диплома 1 степени ещё специальным дипломом Международного фонда им. Чернихова «За педагогическое мастерство в раскрытии творческой личности ребёнка» и премией.

С тех пор мы участвовали ежегодно в таких фестивалях. Хотя наша студия не архитектурная, она не раз награждалась дипломами и грамотами.

Не раз получала дипломы моя ученица Ира Саликова, которую мама привела в студию в два с половиной года. В три года она стала лауреатом выставки – конкурса «Золотая кисточка» в младшей возрастной категории. Её работы поражали необычайной экспрессией. Но когда она подросла и поступила в школу с художественным уклоном, от её смелости и самобытности мало что осталось. То же случилось и с другой моей талантливой ученицей Таней Касаткиной после года обучения в художественной школе. Обычным явлением считается то, что с возрастом художественные способности у детей куда-то улетучиваются. Исчезает и интерес к художественному творчеству. Принято объяснять это возрастными факторами. Однако опыт показывает, что многое зависит от того, насколько поддерживается и развивается творческое начало в юном художнике, от шкалы ценностей и, конечно, от системы образования.

 В своей двадцатилетней практике занятий с детьми в изостудиях я постоянно наблюдаю насколько забивает интуитивный канал ныне существующая система образования, делающая упор на пассивное поглощение знаний, на исключительно логическое, вербальное  левополушарное мышление.

 Без интереса, без эмоциональной подпитки сознание детей, особенно «правополушарных», не в силах освоить обрушивающуюся на них лавину знаний. Оно наполняется неуверенностью в себе, зажимами, примитивными стереотипами. Но стоит только дать ребёнку свободный доступ к подсознанию – и можно наблюдать поразительные результаты. У казалось бы,  не развитых, совсем не способных к рисованию детей линия становится уверенной, гибкой, открывается сложный внутренний мир. Безусловно, чтобы эти результаты давали плоды, необходимо развивать ребёнка эстетически, духовно. Изобразительное искусство как раз и способно гармонизировать работу двух полушарий мозга. Однако, к сожалению, рисование в школе продолжает пребывать на задворках и отнюдь не относится к приоритетным предметам.

Огромную роль в творческом развитии детей смогло бы сыграть внедрение в образование системы космического  самопрограммирования, разработанная Я. И. Колтуновым.

В канун 2005 года в Международном Центре-Музее им. Н. К. Рериха открылась удивительная выставка 24-хлетней художницы Татьяны Туркулец из глухой деревни Новгородской области. С двух месяцев она воспитывалась в детском доме. В 12 лет у девочки появился опекун – уже не молодой художник. По-видимому, он дал правильное направление врожденному таланту Татьяны. В школу прикладного искусства она пришла уже сложившимся художником. Это кажется чудом. Робкая деревенская девушка поражает смелостью и изысканностью, экспрессией и артистизмом. Её сложный и загадочный мир художественных образов впитал в себя искусство русского и зарубежного авангарда начала ХХ века – Кандинского, Лентулова, Пикассо, немецких экспрессионистов. И в то же время он самобытен, современен, жизнеутверждающ этот мир.

Думается, что подобные чудеса может являть человек, когда его творческое развитие является главным. Тогда ему открывается Вселенная, заложенная в нём и сообщающаяся с сокровищницей мирового разума и творчества. Её учёные называют коллективным бессознательным или ноосферой.

Неслучайно ученые порой находят в работах художников, не владеющих их знаниями, подтверждение своих научных гипотез. Например, творчество художников объединения «Колесо», медитации, которые проводились с ними, послужили профессору математики В.В. Налимову и Ж.А. Дрогалиной материалом для интересных исследований категорий времени и пространства, а также природы творчества. Это отражено в работах: « Вероятностная модель бессознательного», «Бессознательное как проявление семантики Вселенной». «Опыт и исследование воображения», в книгах «Спонтанность сознания»  и « Реальность нереального».                       В 1992 – 93 г. я участвовала в документально – художественных выставках  «Параллельные миры» с профессором Ю.Г. Симаковым, собравшим большой материал по аномальным явлением и выдвинувшим по этой проблеме ряд научных гипотез. Физик В.К. Козицкий также увидел в некоторых моих работах подтверждение своей волновой концепции мироздания. При этом я в своем творчестве не ставлю задачу иллюстрирования каких либо научных идей из области физики или  математики, ибо получила гуманитарное образование. Художник и ученый приходит к познанию мира разными путями. В творческом состоянии для художника открывается то, что не видно обычным взором, что скрыто от сознания. Я вижу мир, пронизанный космическими энергиями, сотканный из одухотворенной материи, наполненный Божественными вибрациями. Это ощущение сродни медитации. Поэтому меня причисляют к художникам-космистам, с которыми сотрудничает Центр им. Рериха. В начале минувшего года там с успехом прошла моя персональная выставка «Вселенная мне знаки подаёт».

Литература

1. – Колтунов Я. И. Автор Системы, принципов, мировоззрения, программ, методик КСП. Клубы, Объединения, Народные университеты, Всемирное Движение космического самопрограммирования и саморазвития человека и общества «Космос» при Комитете (Ассоциации) космонавтики России, СНГ. Материалы, книги, статьи, лекции КСП опубликованы и используются в них с 1974 г. по настоящее время - 2005 гг., см. например, газеты и книги  «Зов КСП», Москва, Астана. 2002 г., публикации в системе Интернет, сайт www.koltunov.ru

2. Рудольф Штейнер «Современная духовная жизнь и воспитание». «Парсифаль». Москва, 1996 г.

3.      В. В. Налимов. Ж. А. Дрогалина «Реальность нереального»  Москва. Изд-во «Мир идей», АО АКРОН, 1995 г.