Rambler's Top100

Сайт Яна Ивановича Колтунова

Я.И. Колтунов Комментарии к статье «Фильм о штурме неба» - о фильме «Дорога к звёздам»

 

"Техника-молодежи" №3-1958 с.24-25

Фильм о штурме неба

 

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — эта китайская пословица приходит на ум, когда смотришь новый цветной фильм «Дорога к звездам». (Авторы сценария Б. В. Ляпунов и В. Н. Соловьев, режиссер-постановщик П. В. Клушанцев, оператор М. А. Гальпер, операторы комбинированных съемок А. В. Лаврентьев и А. М. Романенко.)

Нет в наше время более благодарной темы для фантастического романа, для научно-популярного фильма, чем тема путешествия в космос. Страстная любознательность сотен миллионов людей к вопросам астронавтики была зажжена великим событием, происшедшим у нас в стране, — запуском первых советских искусственных спутников Земли.

Фильм «Дорога к звездам» вышел на экраны необыкновенно своевременно — именно тогда, когда он был нужнее всего. И это стало первой причиной, обусловившей его большой успех. Не часто научно-популярный фильм может соперничать с фильмами художественными по количеству привлеченных зрителей. «Дорога к звездам» завоевала киноаудиторию столь же широкую, как и многие художественные кинокартины. Секрет такого успеха обусловлен и достоинствами самого фильма, которые позволяют считать картину не просто научно-популярной, но научно-художественной. Их немало.

И главным, пожалуй, является удачное сочетание высокого научного уровня сценария с выразительной художественной постановкой.

Сценарист и режиссер-постановщик постарались насытить научным содержанием и в то же время сделать увлекательным каждый эпизод фильма.

Фильм получился энциклопедичным, широким по охвату. Он оживляет главнейшие этапы истории советской ракетной техники, воссоздает образ К. Э. Циолковского (его играет заслуженный артист РСФСР Г. И. Соловьев), рассказывает о спутниках, заглядывает в будущее, переносит нас на обитаемый спутник, на завоеванную человеком Луну.

Блестящие комбинированные съемки заставляют кинозрителя почувствовать скорость ракет, глубину и дали межпланетного пространства.

Стремление охватить все вопросы астронавтики породило и недостаток фильма — нежелательную сжатость кинорассказа. Первая половина картины, где зачастую беглыми приемами киножурнала показан арсенал идей и средств полета в космос, получилась более художественной, чем вторая половина, где весь этот арсенал приведен в действие.

Однообразие приемов, медлительность сценария в описании обитаемых спутников и полета на Луну не дают зрителю пищи для размышлений и ослабляют его интерес к этой части фильма.

Авторы фильма увлеклись в этой части «бесконфликтным» показом, общей демонстрацией техники и словно забыли о зрителе, которому интересно было бы увидеть эту же технику в сюжетных столкновениях. На примере, скажем, аварии можно было бы раскрыть и опасности межпланетного пространства и средства борьбы с ними, а главное — захватить зрителя.

«Дорога к звездам» всего-навсего второй по счету фильм об астронавтике, если первым считать вышедший в 30-х годах «Космический рейс». Непростительно мало! Не один и не два, а сто раз хотел бы наш зритель увидеть на экранах фильмы о смелых, дерзких людях и о технике, штурмующей небо. Писатели и кинематографисты должны создать такие фильмы».

«…Стройное тело космической ракеты медленно приподнялось над Землей и с оглушительным грохотом устремилось ввысь (1-й кадр). Вот она разогналась до скорости 8 км в сек., вышла на круговую орбиту, опоясывающую земной шар, и, заглушив двигатели, превратилась в искусственный спутник Земли. Наступило состояние невесомости, и астронавтам пришлось учиться передвигаться в совершенно необычных условиях (2-й кадр).

Успешные полеты людей в ракетах позволили небесным монтажникам, одетым в скафандры, приступить к сборке большого обитаемого спутника (3-й кадр). И вот он уже мчится по орбите (4-й кадр), ловя своими рефлекторами потоки солнечных лучей и превращая их энергию с помощью полупроводниковых элементов в электричество. Чтобы устранить явление невесомости, спутнику придали форму кольца заставили его вращаться. Оранжерея, различные лаборатории, службы Солнца предсказания погоды на Земле — все это есть в заоблачном «институте». Вот объектив киноаппарата заглядывает внутрь кольца (5-й кадр), и мы видим научный коллектив спутника, который, прильнув к иллюминаторам, с волнением провожает своих товарищей в первый полет на Луну. Ракета для этой цели собрана здесь же, на спутнике, из деталей, доставленных с Земли (6-й кадр). Приблизившись к Луне, ракета поворачивается к ней кормой (см. цветной рисунок) и, тормозя струей газов, осторожно садится на раскинутые фермы — «ноги». Луна завоевана! Астронавты вышли на Луну (7-й кадр)».

 

Ян Иванович Колтунов. Комментарии. к статье «Фильм о штурме неба»--о фильме «Дорога к звёздам»("Техника-молодежи" №3-1958 с.24-25)

По просьбе автора сценария фильма «Дорога к звёздам» моего давнего товарища и единомышленника в новой технике Бориса Валериановича Ляпунова в 1955-1957 гг. я редактировал и рецензировал пять вариантов написанного им сценария этого фильма (с учётом моих замечаний и рекомендаций), консультировал авторов сценария фильма «Дорога к звёздам» - второго научно-популярного, скорее даже научно-художественного фильма по астронавтике, вышедшего в СССР. Каждый новый вариант сценария Б.В. Ляпунов дополнял и развивал в сравнении с предыдущим.

 Я консультировал сценаристов в процессе составления первого варианта и последующих вариантов улучшения сценария, многократно встречался и беседовал с Б.В. Ляпуновым. Сценаристы приняли много моих советов и поправок, что по их мнению способствовало существенному повышению научно-технического уровня содержания, художественным достоинствам и качествам фильма.

Как известно, сценаристов и создателей первого – чёрно-белого - фильма по астронавтике «Космический рейс» консультировал Константин Эдуардович Циолковский.

Фильм «Космический рейс» был чёрно-белым. Фильм «Дорога к звёздам» был первым цветным и вторым отечественным фильмом по астронавтике – космонавтике. Моё имя как консультанта в вышедшем фильме, показанном на экранах страны, указано не было в связи с тем, что я работал в период рецензирования и создания фильма в сверхзакрытой организации. Однако мне был выплачен по инициативе Б.В. Ляпунова гонорар за редактирование сценария фильма и консультации для авторов сценария.

Идея создания фильма научно-технической фантастики о космонавтике, полётах на ракетах, создании искусственных спутников Земли, полётах на планеты возникла ещё в период обучения в Московском Авиационном Институте (МАИ), организации по моей инициативе и работы с 1942-1944 г. в МАИ, - вслед за работой кружка ракетных двигателей при кафедре физики, - Секции подготовки и технического осуществления ракетных и космических полётов (ПТОРКП) Авиамоторного научно-технического общества (АМТО), кратко – «Стратосферной Секции» АМТО, межфакультетской Секции и Отделения ПТОРКП Авиационного научно-технического общества студентов (АНТОС) МАИ, их Научно-технических Советов, Специальной межвузовской Конструкторской Бригады (СКБ) и Лётно-Исследовательской Группы (ЛИГ) в 1944-1948гг., а также работы Оргкомитета Московского Совета (МС) объединённых коллективов ПТОРКП (1944-1950 гг.). Мне их формирование и работа хорошо известны, так как я в период с 1943 по 1948г был инициатором создания, регулярной работы, руководителем и председателем Совета Секции и Отделения ПТОРКП, начальником СКБ и ЛИГ АНТОС, председателем Оргкомитета (МС) без отрыва от учёбы в МАИ и от работы на кафедре физики, в спектральной лаборатории МАИ, на авиазаводах, от специальной практики по отечественной и трофейной ракетной и реактивной технике в организациях министерств вооружения, авиапромышленности.

Б.В. Ляпунов, как и я, учился в МАИ, принимал активное участие в систематизации опубликованных и трофейных материалов по ракетной технике и космонавтике, участвовал в работе Секции и Отделения ПТОРКП АНТОС МАИ, в изучении трофейной ракетной техники.. Мы постоянно обсуждали с ним вопросы привлечения внимания научно-технической общественности, особенно, молодёжи, энтузиастов, подвижников к возможным практическим приложениям  и проблемным вопросам космонавтики, технике ракетного полёта, к проблемам разработки и создания воздушно-реактивных двигателей и самолётов, неоднократно выступали с отдельными научными докладами на научно-технических конференциях АНТОС МАИ: Б.В. Ляпунов – в основном, по вопросам истории науки и техники, я – по результатам своих научно-исследовательских, поисковых, организаторских работ по научным и техническим проблемам ракетной техники, физики, авиации, космонавтики. Рассматривали в МАИ и позже тематику и проблемы создания специальных фильмов по ракетной технике, науке и космонавтики.

В качестве фрагментов будущего фильма по космонавтике, ракетным космическим полётам нами рассматривались и элементы инициативной моей деятельности и объединения усилий энтузиастов и пионеров ПТОРКП АНТОС МАИ, КБ, ЛИГ, МС, трудности на этом великом пути и их преодоление. Правда, позже, в связи с особыми режимами секретности, этот вариант построения фильма с показом в нём конкретных отдельных личностей и коллективов сам собой отпал, видимо, до лучших времён…

Б.В. Ляпунов, как историк с особенно большим вниманием отнёсся к подготовленным мною коллективным инициативным письмам - обращением и встречам с Президентом Академии наук СССР Сергеем Ивановичем Вавиловым, к обсуждаемым на встречах вопросам и проблемам работы бывшей Стратосферной Комиссии Академии наук, которую в 1934-1938 гг возглавлял С.И Вавилов. Я также показывал ему копии своих писем1943-1947гг в ЦК ВКП(б), (КПСС), ЦК ВЛКСМ, в Президиум Центрального Совета ОСОАВИАХИМА, в ГУГМС,  в Главное Артиллерийское Управление (ГАУ), в Центральную Аэрологическую обсерваторию (ЦАО), во Всесоюзный Комитет высшей школы (ВКВШ), в журнал «Советское студенчество» и др.

В этих письмах, статьях и обращениях в руководящие органы мною обосновывалась необходимость воссоздать Стратосферную Комиссию Академии наук СССР, работавшую в 30-е годы, проведения в 40-х годах 2-й Всесоюзной конференции по изучению стратосферы (первая –проведена в 1934 г). Обосновывалась необходимость развития работ по созданию управляемых ракет, искусственных спутников Земли, исследования аэросферы прямыми методами с использованием ракет, необходимость космических полётов, создания воздушно-реактивных двигателей  и сверхзвуковой аваиационной техники, реализации предложенной мною и развитой в 1943 – 1945 - 1948гг. Программы-минимум и Программы-максимум, этапности изучения и освоения аэросферы и космоса. Обосновывалась целесообразность создания новых и воссоздания имевшихся в 20-30-х годах государственных, так и общественных организаций по ракетной технике, реактивному движению, молодёжных лабораторий по авиационному и ракетному моделированию, создания новых и использования имеющихся Высших учебных заведений для подготовки специалистов по основным направлениям ракетной и реактивной науки и техники, в частности, создания в МАИ специальных направлений, групп и факультетов этого профиля.

Многие из этих направлений были поддержаны Президентом Академии наук СССР С.И. Вавиловым.и многими другими академиками, к которым я обращался с использованием удостоверения – рекомендательного письма Президиума АН СССР , подписанного и выданного мне С.И. Вавиловым в 1945 году. Поддержали мои отмеченные инициативы академики:: Л.А. Орбели, Б.Н. Юрьев, А.А. Михайлов, И.В. Курчатов, А.Ф. Иоффе,, С.В. Орлов, Г.А. Тихов, И.П. Бардин, члены-корреспонденты А.Н. СССР: Н.Д. Папалекси, И.Е. Тамм и др. Выражали своё согласие с отмеченными инициативами также известные учёные  и крупные специалисты: М.К. Тихонравов, Ю.А. Победоносцев, А.В. Квасников, И.А. Меркулов, П.И. Иванов, В.А. Штоколов, Б.Р. Пастуховский, Б.И. Романенко, Сатель, Рябиков, Суханов и др. Им я показывал свои статьи в многотиражной газете МАИ «Пропеллер» («Создание секции по изучению стратосферы», «Солнечное затмение»,  «Полёт на аэростате» 1945 г., «»Путь в космос»,  «Бригада энтузиастов», «Реактивные двигатели для авиации; Говорят докладчики», «Оказать помощь студентам, ведущим научно-исследовательскую работу», 1946 г и др. Рассказывал и о Предложениях, своих статьях в газетах «Освоить стратосферу!», «Путь в космос», в научно-технических сборниках «Путь в космос» и научно-технических бюллетенях АНТОС МАИ и о своих разработках, изобретениях, расчётах, участии в расчётах и лётных испытаниях трёхступенчатой твёрдотопливной ракеты П.И. Иванова на  Краснознамённом Артиллерийском полигоне (КАП) под Ленинградом в 1946 г., о прохождении специальных высотных тренировок под руководством полковника медицинской службы – руководителя подготовки аэронавтов и парашютистов – высотников В.В. Стрельцова в барокамере кафедры авиационной медицины. Рассказывал о встречах и инициативных взаимодействиях по отмеченным вопросам и проблемам с представителями Министерства вооружения С.И Ветошкиным, Сателем, Мирзахановым и др., с представителем авиационного отдела ЦК ВКП(б) Сухановым, с Павленко, Рябиковым и др.

Об отдельных фрагментах  своих бесед с ними, о своих письмах, обращениях я рассказывал Б.В. Ляпунову. Я показывал ему разработанные мною перечни тем научно-исследовательских и конструкторских работ ( по баллистике, аэродинамике, динамике,, механике движения тел переменной массы и переменного момента инерции со многими степенями свободы, по системам управления, ракетным топливам, газодинамике, теории горения, теплообмена, теплопередачи, массообмена, системам измерений и регистрации, по оценке ошибок измерений, по весовым и экономическим расчётам, по составу и воздействию космических лучей и солнечной радиации на космонавта, по материалам, по испытаниям агрегатов, конструкций, систем, метеорной опасности, по радиосвязи и радиолокации, по астрономическим и астрофизическим наблюдениям, системах жизнеобеспечения, необходимых для технического обоснования и осуществления ракетных и космических полётов. Позже рассказывал ему о своих курсовых проектах и своём многотомном (7 томов) дипломном проекте.

О своей деятельности в направлении обоснования и подготовки технического осуществления ракетных и космических полётов в середине 40-х годов больше всего я рассказывал советовался с близкими мне по духу Михаилом Клавдиевичем Тихонравовым, Игорем Алексеевичем Меркуловым, Борисом Рафаиловичем . Пастуховским, Игорем Николаевичем Головиным (зам. И.В. Курчатова), Владимиром Николаевичем Галковским, Александром Васильевичем Квасниковым, Борисом Ивановичем Романенко, Павлом Ивановичем Ивановым, Виталием Даниловичем Матвеевым.

Эти и отмеченные выше общения, деятельность, безусловно, были полезны для меня, внесли свою лепту и в подготовку принятия Постановления.Совета Министров СССР № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения» от 13 мая 1946 г.

Эти общения повлияли и на последующие направления деятельности Б.В. Ляпунова, тематику его книг и статей, на его работу над сценарием фильма «Дорога к звёздам».

 

Мы оба были хорошо знакомы семьями с  семьёй М.К. Тихонравова, посещали М.К. Тихонравова и его супругу - участницу ГИРДа Ольгу Константиновну Паровину – Тихонравову у них дома на Конюшковской ул. и в период пребывания М.К. Тихонравова на лечении в санатории «Архангельское»

После окончания МАИ, Б.В. Ляпунов, по моему предложению тоже был направлен вместе с некоторыми другими участниками Отделения, СКБ, ЛИГ ПТОРКП АНТОС МАИ в НИИ-4 Академии Артиллерийских наук, где я уже работал с января 1948 г. по приглашению М.К. Тихонравова, совмещая работу по завершению своего дипломного проекта (рецензентом его были М.К. Тихонравов и зав. кафедрой физики МАИ Михаил Фёдорович Широков, а официальным научным руководителем - заместитель С.П. Королёва в ОКБ-1 двигателист Михаил Васильевич Мельников) с напряженной работой по тематике НИР НИИ-4 ААН и в инициативных работах легендарной, как её часто называют в литературе, Группе Михаила Клавдиевича Тихонравова по комплексному научно-техническому обоснованию ракетных пакетов, межконтинентальных и космических ракет-носителей, искусственных спутников Земли, стартовых комплексов и испытательных полигонов для них, тактико-технических требований (ТТТ) к ним.

В тот период мне не разрешали, в связи с особым режимом секретности в организации, где я работал, открытые публикации по ракетной технике и космонавтике, хотя у меня было уже тогда несколько подготовленных проспектов – заявок на новые книги и статьи этого направления знаний.

М.К. Тихонравов, зная приверженность Б.В. Ляпунова к писательскому труду, вскоре поддержал его уход из НИИ-4 ААН, чтобы исключить или уменьшить, по крайней мере, его зависимость от чрезмерной цензуры и обеспечить полное переключение Б.В. Ляпунова на научно-популяризаторскую писательскую деятельность, связанную с освещением проблем ракетно-космических полётов, придавая, как и мы, ей важное значение в подготовке общества, чиновников, руководителей страны в осуществлении идей К.Э. Циолковского.

М.К. Тихонравов благословил и меня на продолжение нашей дружбы и научно-технических контактов (правда, ограниченных требованиями режима секретности) с Б.В. Ляпуновым в период его научно-популяризаторской деятельности, на консультации и помощь ему при создании книг, связанных с проблемами космонавтики, ракетной техники, физики атмосферы и др. (см., например, мои комментарии к книгам Б.В. Ляпунова: «Открытие мира», «Рассказы о ракетах», «Рассказы об атмосфере» и др.). Благословил и на контакты мои с Б.В. Ляпуновым при разработке сценария и создании фильма «Дорога к звёздам». Создание такого фильма М.К. Тихонравов также считал актуальной задачей работников великих намерений, как называл К.Э. Циолковский энтузиастов и подвижников космонавтики.

Для меня эти работы были сверхплановыми и возможны были только во внерабочее время в будни и по воскресным дням. Моё рабочее время было связано с очень напряжённым трудом по плановым и предложенным мною инициативным исследованиям и разработкам, работам в Группе М.К. Тихонравова в баллистическом отделе и в отделе стартовых комплексов, по моим Предложениям и изобретениям.

Реализации новых предложенных мною идей и схемно-конструкторских решений при рецензировании и создании фильма во многом препятствовал царивший тогда режим цензуры, строжайшей секретности и ответственности за раскрытие новых технических решений и социальных несуразностей, доходивший до абсурда.

Например, в фильме ракета, севшая на Луну и стартовавшая с неё была показана с «дозволенными» в тот период воздушными стабилизаторами, не прошли цензуру параллельное размещение ступеней и специальные маршевые и управляющие штатные и специальные ракетные двигатели, схемы управляемых ракет без воздушных стабилизаторов, кадры о сопротивлении новым разработкам чиновников системы управления страной, инерции общества, о преследованиях энтузиастов в подготовке к проведению исследований и осуществления космических полётов и пр.

Тем не менее, фильм «Дорога к звёздам» был очень актуальным и своевременным, привлёк в годы начала Космической Эры внимание большого числа зрителей. Он предварял и характеризовал многие направления и начала фактического открытия эры технического освоения космоса с использованием новой быстро развивающейся ракетной и других видов новой техники – при формировании и первых шагах эры практической космонавтики. Общественная положительная реакция на этот фильм способствовала притоку талантливой молодёжи в ракетно-космическую технику, растущему интересу общества к проблемам изучения, использования, освоения космоса, к растущей ответственности  человека и общества за себя, свои качества, возможности и способности, за свою конкретную деятельность и устремления, за перспективы развития  всей земной цивилизацию, за весь космос. Необходимо ещё раз с благодарностью вспомнить и поблагодарить за большой Труд создания новаторского фильма «Дорога к звёздам» авторов сценария Б. В. Ляпунова и В.Н. Соловьева, режиссера-постановщика П. В. Клушанцева, оператора М. А. Гальпер, операторов комбинированных съемок А. В. Лаврентьева и А. М. Романенко, весь коллектив.актёров и киностудии.

Думаю, что этот фильм целесообразно показать по телевидению. Он будет с интересом воспринят пионерами, ветеранами и специалистами ракетно-космических НИИ, КБ, предприятий промышленности, учебных организаций, центров подготовки космонавтов, испытательных научно-исследовательских полигонов, войсковых частей. Будет воспринят, как обоснованный своевременный прогноз, как ожидание новой вехи истории развития естествознания и техники, как урок при разработках, оценке, изучении и освоении новой техники, пионерских изобретений и открытий. Как свидетельство и напоминание о Великих достижениях и определяющей роли энтузиастов, подвижников,  специалистов, думающих творческих инженеров, учёных, изобретателей, рабочих всех народов СССР в формировании, открытии и становлении Космической Эры человечества.

Полагаю, что этот фильм прозвучал бы и как  требование к теперешним руководителям России всех рангов не распродавать, сырьевые запасы, земли, производства, специалистов, интеллектуальную собственность, отечественные изобретения, современные ракетные двигатели, стартовые комплексы, новейшие самолёты, танки, оружие и т.п. задёшево --почти бесплатно зарубежным боссам и их подставным лицам, потенциальным агрессорам типа Саакашвили, потенциальным противостоящим агрессивным блокам, странам, правительствам.

Думаю, что этот фильм напоминает и о том, что необходимо перестроить и структуру распределения ВВП (Внутреннего Валового Продукта – цены суммы всех товаров и услуг)между внутренними и внешними вложениями. Недопустимо отдавать основную долю (до 78 % ВВП) на развитие зарубежной экономики и зарубежного научно-технического потенциала, когда на зарплату населению и развитие страны идёт ныне лишь менее 22% от ВВП. Необходимо направить эти отдаваемые за рубеж средства на повышение зарплаты и пенсий, снижение налогов и цен в нашей стране. Необходимоповысить долю суммарного ВВП с теперешних 22% хотя бы до 60-65% ВВП, что по мнению ряда экономистов позволит выйти стране и отечественной космонавтике из теперешнего прединфарктного состояния, выйти основной части народа из бедственного положения. Только тогда получаемый в стране ВВП будет полновесно идти на выход из теперешнего состояния беспримерного уничтожения исконного русского и российского  народа, на комплексное развитие науки и новых технологий, реализацию полновесных социальных программ, пионерских изобретений, на развитие мировоззрения, Программ, методов воспитания, самовоспитания, обучения и оздоровления, Российского и Всемирного Движения Космического комплексного самопрограммирования и саморазвития человека и общества (КСП, ВДКС).

Известно, что после принятия Закона во времена Т. Рузвельта о выделении 62% ВВП на зарплату в США (начал Генри Форд на своих предприятиях с выделения из своего ВВП на зарплату около 62% ВВП), начался бурный рост всех видов производств. прекратился глубокий экономический кризис, глубокая безработица, повальное нищенство и т.д.

В Советской России после гибельной для страны продразвёрстки (более 80 % ВВП – государству), после Кронштадского и Тамбовского восстаний, голодных бунтов населения в 1921г., в 1922 г. по решению В.И. Ленина  был принят закон о замене продразверстки продналогом (при котором 65%  продукции оставалось у производителя). При этом, несмотря на определённый % роста инфляции, рост доли ВВП втрое по сравнению с прежним уровнем он не только не привел  к дезорганизации экономики, но обеспечил уже в 1924 г стране выйти из состояния голода, полной разрухи, перейти к росту промышленности, крестьянского хозяйства.

Тем, кто боится инфляции, можно напомнить, что наиболее благополучные по доходам населения и социальному обеспечению страны, такие как Швеция и Иран, направляют на зарплату населению, соответственно, 64 и 80 % ВВП, тогда как строптивые финансисты России во главе со своим министром финансов и другими «предводителями» бесконтрольно со стороны народа упорно предусматривают на зарплату всего 22% ВВП., что приводит к саморазрушению Российского народного хозяйства и деградации большей части населения, России в целом. Необходимо заметить, что даже в условиях теперешнего сильнейшего кризиса в США и многих других странах высокий % в них на зарплату от ВВП смягчает остроту влияния кризиса на производство, науку, оборону.

По-видимому, увеличение % от ВВП на зарплату и пенсии и в нынешнее трудное время до уровня 60-65% может явиться палочкой-выручалочкой, спасением и быстрым развитием благополучия народов России, её промышленного, сельскохозяйственного, научного, социального потенциала, обеспечит реализацию, восстановление и дальнейшее интенсивное развитие и сохранение ведущей роли отечественной космонавтики, сохранит в России и для неё большую часть квалифицированных специалистов, вынужденных выезжать за рубеж или «переквалифицироваться» в высокооплачиваемых торговцев мафиозного рынка и других низкопробных деятелей, не соответствующих их уровню профессиональной подготовки, знаний, умений, возможностей позитивной отдачи для общества.

Коренному улучшению благополучия населения страны было бы отчисление равными долями на расчётный счёт каждого человека - гражданина населения страны определённого % суммарной прибыли, доходов (или % от ВВП, порядка 30-40%) всех государственных производств, фирм, частных производств, организаций, фондов, банков и т.п.

Имеются процветающие страны с высоким уровнем жизни всего населения, например Кувейт, Саудовская Аравия, где такие отчисления реализуются, что создаёт высокие уровни социальной обеспеченности и защищённости гражданина любого возраста, почти исключает для каждого бедственное или полуголодное существование.

В нынешней России это позволило бы увеличить количество свободных и резервных средств у населения, повысить его благосостояние, форсировать и развить малый и средний бизнес за счёт резкого возрастания полезной инициативы населения, резко расширить возможности стабильной и целенаправленной работы, продлению и повышению результативной активной жизни учёных, специалистов, инженеров, рабочих, профессионалов всех полезных для общества профессий, повышению духовно-нравственных качеств и социальной ответственности всех полезных обществу трудящихся представителей граждан России..

Вложение наших российских народных средств в бесконтрольное развитие экономики других стран при бедственном состоянии основной части населения России является преступлением перед нашим народом, как и бесконтрольное вкладывание награбленных в России средств в покупку футбольных команд и игроков различных видов спорта, оплата выезда «болельщиков» на зарубежные и внутрисоюзные футбольные и другие спортивные матчи, покупка и демонстрация криминальных телевизионных фильмов, серий, сериалов, программ, как растраты народных богатств на тупые «увеселительные» развращающие шоу, поп-звёзды и т.п.

Давно назрела необходимость и осуществляются в развитых странах программы создания и обновления специальных компьютерных, видео и слайдфильмов, в отдельных телевизионных каналах и бесплатных для пользователей сайтах в Сети Интернет  на базовых языках народов Мира (русский, английский, немецкий, французский, китайский, японский и др.) для выступлений провозвестников и первопроходцев, авторов  новых позитивных научно-технических и технологических разработок, изобретателей, учёных, банков информации об истории, становлении и достижениях, новых науках, изобретениях и открытиях, специалистах и результатах, опыте изучения и освоения Большого Космоса (Макрокосмоса), систематизации данных о формировании и прогнозах дальнейшего развития Космической технологической Эры человечества (КТЭЧ), развитии ракетно-космической науки и техники и космонавтики (РКНТК).

Всё более ощущается необходимость в специальных телевизионных государственных и частных каналах телевидения, радио, сайтов и серверов Сети Интернет, научно-популярных, методических, учебных, художественных фильмах  с индивидуальным и коллективным участием провозвестников, первопроходцев, инструкторов, ведущих, специалистов, новичков, ознакомлением с достижениями, открытиями, изобретениями в области Малого Космоса (Микрокосмоса), опытом глубокого проникновения в тайны, психофизиологию, технику пробуждения самосознания, дыхания, питания, очищения, концентрации внимания, медитаций, , физического и мысленного взаимодействия с точками акупунктуры, психофизическими, энергоинформационными, полевыми, торсионными взаимодействиями, проявлениями близко- и дальнедействия, проблемами статического и динамического ауто- и гетеро (коллективного) психоэнергофизического тренинга, перспективами Эры Космического Божественного (Развивающийся Идеал Живой Вселенной, Мироздания, Макро- и Микрокосмоса) неограниченного духовно-нравственного, интеллектуального позитивного комплексного гармонического самопрограммирования и саморазвития, человека и человечества (ЭКБС), России и Мира. Информация, представленная в этих средствах, должна включать данные о Системе, структуре, мировоззрении, принципах, Кодексе Здоровья, комплексных и частных программах, методиках, опыте, произведениях прозы, поэзии, различных отраслей известных и новых наук, естественного, технического, технологического и социального экологического обеспечения жизни и творчества, искусства, воспитания и самовоспитания, индивидуального и коллективного обучения, образования, оздоровления, творчества, взаимосвязей, взаимодействий, общения и сотворчества человека и общества, человека и Природы, России и Мира, развития контактов, взаимопонимания, содружества с другими цивилизациями, Природой, системой самоорганизации всех образований проявленного и ещё не проявленного Живого Космоса.

 В этой программе создания средств массовой и специальной информации, видео и телевизионных фильмов, в системах массовой информации, как мною первоначально было задумано, должно естественно осуществляться единение и взаимосвязанное развитие Космической технологической Эры с опережающим развитием и становлением Эры Космического самопрограммирования и саморазвития человека и общества.

Естественным при этом также должно стать становление, развитие и освоение Единой Системы Знаний и Умений – космотерики, осуществляющей единение и взаимодополнение Системы Научного Знания – экзотерики и Системы Интуитивного, прежде тайного Знания- эзотерики.

Космически ориентированный фильм «Дорога к звёздам» относится к первой группе космически ориентированных фильмов по РКНТК и лишь слегка затрагивает проблемы второй группы возможной и необходимой тематики фильмов.

По тематике фильмов первого направления после фильмов «Космический рейс»  и «Дорога к звёздам» выпущено к настоящему времени значительное количество открытых для массового зрителя и специальных  под грифом секретности разных степеней короткометражных и полнометражных художественных, хроникальных, учебных фильмов, автоматических и хроникальных съёмок пусков ракет различных типов и назначения. (Много таких съёмок проводилось, в частности при проведенных под руководством автора Комплексных исследованиях по динамике и газодинамике старта и наземных стартовых измерениях при пусках многих типов ракет-носителей.

Фильмов второй группы, особенно относящихся к программам, методам, практическому опыту и теории Космического самопрограммирования и саморазвития, пробуждению самосознания, развитию высших возможностей и способностей человека и общества, взаимодействиям с нашими братьями меньшими, с дельфинами ещё крайне мало и здесь предстоит ещё огромный труд специальной самоподготовки, саморазвития, освоения методов Системы КСП, освоения и применения новых научно-технических устройств как для сценаристов, режиссёров-постановщиков, так и для актёров и операторов, а, возможно, и для зрителей.

Созданные с моим участием фильмы о специальной подготовке и взаимодействиях по различным разделам программ КСП, выездных занятий, отпусков, слётов, семинаров по системе КСП, ВДКС, поэтических встреч, творческих вечеров, научно-практических конференций  этого направления, переснятые на компьютерные диски с мих видеофильмов зрители любых аудиторий смотрят с неослоабевающим интересом, живой личной заинтересованностью и сопереживанием.

 

Я.И. Колтунов.

Москва, 2008г.